«Принципы новой градостроительной политики города Москвы»

«Развитие Москвы. Достижения в градостроительстве»

Интерактивная карта Москвы

Демонстрационные показы: по будням в 11:00, 14:00 и 16:00 часов. Карта охватывает всю территорию столицы с учетом присоединенных территорий ТиНАО. Позволяет получить наглядное представление о городе и его планировке.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ПРОСТРАНСТВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА

 Биккинин Ильдус Рафаилович,

 преподаватель высшей квалификационной категории

МАУДО «Детская школа искусств №6 «ДА-ДА»

(архитектурно-дизайнерского профиля),

г. Набережные Челны,

чл. Союза архитекторов России,

чл. Союза дизайнеров России  

 

Аннотация: Рассмотрена проблема дизайна игровых пространств в жилой среде города и аспекты их решения.

Ключевые слова: игровые пространства, среда, дизайн среды, возрастая группа.

Анализ эволюции дизайна открытых пространств в городских жилых образованиях (в основном зарубежных) дает возможность совершенно по новому увидеть существующие и возможные подходы к повышению комфортности в жилой среде.

Многие жители мегаполисов, живущие в домах многоэтажной застройки, для отдыха используют внутренние дворовые пространства. Это, в первую очередь, касается людей старшего, преклонного возраста в силу их ограниченных возможностей передвижения. Но нельзя забывать и актуальность проблемы для родителей, отдыхающих с детьми различных возрастных групп. Назрела необходимость более внимательного подхода к решению проблем, связанных с пребыванием в дворовом пространстве этой части населения города и использованием всего богатого потенциала средств ландшафтного дизайна. Для создания комфортной жилой среды для разных возрастных групп населения в обязательном порядке должны быть организованы пространства для детей младшего возраста и подростков. При этом, проектные решения  не должны  ограничиваться заполнением этих пространств стандартным набором игровых устройств и банальным озеленением придомовых  территорий.

С все большей остротой встают вопросы о необходимости переосмысления и пересмотра роли дизайна в формировании условий комфортного  пребывания детей в окружающем их игровом пространстве, а также  того, какое влияние оказывает на сознание ребенка образное восприятие и представление о ценностях, о гармонии и совершенстве (или, напротив, о дисгармонии и разрухе), что может стимулировать или тормозить его развитие, мотивировать его будущее поведение. Игнорируя эти вопросы, мы способствуем закреплению в сознании детей примитивных стандартов качества жизни на примере некомфортной наружной среды, принимаемых ими в качестве нормы бытия. Как следствие, такое отношение к организации пространств тормозит их физическое и интеллектуальное развитие, которое мешает и лишает будущее поколение возможности своевременно узнать о реальных ценностях окружающей среды и достижениях высоких технологий. Решение первоочередных задач при разработке игровых пространств должно основываться на сценариях пребывания в детской игровой зоне, смене рода занятий, организации и оснащению пространств оборудованием необходимым для организации ассоциативных и имитационных, образных и сюжетных, физических и координационных игр. Все прекрасно знают о непостоянстве, быстрой смене детского настроения. Если ребенок ощущает морфологическую и колористическую однородность, однотипность игровых элементов, недостаток разнообразия, он быстро устает как от этого самого оборудования, так и от игрового пространства в целом.

Требуется новые подходы к решению проектных задач при создании игровых пространств в части привлечения, а скорее, использования в элементах игровой среды природных компонентов. Они смогут дополнить,  расширить и видоизменить игровую среду, которая в результате станет органической частью окружающего пространства.

Одним из важных условий при проектировании игровых пространств, определении его состава и набора характерных сооружений, а также принципов их размещения в среде, является идея функционального зонирования игрового пространства становится приоритетной.

Вместе с тем, попутно, мы должны решать еще одну задачу, а именно, создавать определенный образ через некие символы, арт-обьекты, несущие смысловую нагрузку в каждом конкретном дворовом пространстве.

В итоге происходит переход от проектирования игрового пространства как «объекта в себе» к проектированию «объекта в среде». Еще один важный аспект - это учет климатических условий нашего региона, когда игровые пространства используются только в летнее время года. В идеале же детские площадки должны стать объектами круглогодичного использования.

Особое внимание, наряду с перечисленными аспектами, необходимо уделять гармоничному сочетанию колористических решений элементов оборудования площадки с колористическим решением искусственных покрытий. Современные искусственные мягкие покрытия  позволяют успешно решить эту задачу.

 При разработке дизайна игрового пространства для детей необходимо учитывать все перечисленные выше аспекты для получения необходимого результата.

Обязательный учет и анализ поведения детей разных  возрастных групп в игровых пространствах позволит решать актуальные задачи обеспечения потребностей их посетителей.

Определены три возрастные категории детей: младшая возрастная группа, средняя возрастная группа, старшая возрастная группа и подростки.

Пребывание детей возрастной группы от 3-х до 6-ти лет связано с нахождением рядом с ними родителей, что необходимо также учитывать при создании дизайна игровой  среды. В обязательный набор элементов входит:

- места для игры на поверхности с песком;

- 2-3 элемента с малыми игровыми сюжетами, построенными на кинетическом принципе;

- система небольших площадок с разными сюжетными образами различной тематики;

- места для родителей находящихся в непосредственной близости от площадок;

- благоприятные колористические решения;

- использование для различения игровых зон мягкого покрытия из тартана.

На площадках для игр рекомендуется использовать материалы покрытия природного происхождения, и уже это вопрос экологической безопасности игровых зон.

При создании игровой среды для второй возрастной группы (6-9 лет) необходимо учитывать особенности поведения этой категории детей как более мобильное и требующее:

- создания условий для разнообразного передвижения детей как по горизонтали, так и по вертикали;

- наличие сюжетной составляющей пребывания на площадках;

- обеспечение набором игровых элементов, развивающих физические возможности детей и координацию их движений, а также познавательную составляющую игры, что будет способствовать развитию знаний о материалах и процессах в природе и развитию ассоциативного мышления.

Разнообразие дизайнерских решений при создании игровых пространств можно расширить за счет комбинирования всевозможных систем оборудования и устройств с определенной тематикой, формирующих образ среды.

Следующая возрастная группа  является самой сложной  в плане организации среды для подвижных игр, это группа детей 9-12 лет и старше.

Наглядным примером того, что сегодня действительно существует дефицит обустроенных игровых пространств, предназначенных для этой категории детей, становятся изрисованные граффити все поверхности домов и строений,  проявляющееся обилие не израсходованной энергии.

Учитывая особенность поведения старшей возрастной группы детей, в число задач ландшафтного дизайна необходимо включить следующее:

- обустройство пространств для спортивных игр;

- создание трасс для езды на велосипедах и скейтбордах;

- создание условий для круглогодичного использования игровых пространств.

При ландшафтной организации спортивных площадок для старшей группы детей важно создавать условия для спортивных игр без создания помех детям, играющим на соседних участках территорий. Это возможно достигнуть за счет применения всевозможных ограждений игровых зон.

Рациональное и логическое распределение игровых полей в пространстве, обустройство мест небольших рекреаций - необходимое условие  для создания комфортной среды, отвечающей интересам всех возрастных категорий населения города.

Предложения по обустройству среды для нынешних и будущих  поколений городских жителей  в случае их реализации позволит изменить представление о возможностях современного дизайна и вызвать больший интерес у участников творческой деятельности в продвижении этой области дизайна  на более высокий уровень.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник./ Под ред. С.Михайлова. - Казань: ДАС, 1994.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник /Г.Б. Миневрин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.

3. Глазычев В.Л. О дизайне. - М.: Искусство, 1970.

4. Журнал «Ландшафт и дом», Тематический спец.

выпуск №2 (19) 2006.

5. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн. - Учебное пособие: Санкт-Петербург, «Любавич», 2012.

6. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. ПФ «ПОЛИГРАФИС», Вологда, 2002.

Галерея

Фотоотчёты и видеотериалы с прошедших мероприятий Дома на Брестской

УСЛУГИ

Проведение выставок, фестивалей, конференций, круглых столов и презентаций

ПРЕИМУЩЕСТВА

Проведение мероприятий «под ключ». Современное техническое оснащение

достижения

Благодарственные письма ГБУ «Мосстройинформ» и отзывы посетителей