Выставка «Москва. Порт пяти морей»

Ближайшая встреча проекта Urban.ON

Постоянно действующая выставка «Картография Москвы»

Программа реновации жилищного фонда города Москвы

Интерактивная карта Москвы

Демонстрационные показы проводятся по предварительной записи. Карта охватывает всю территорию столицы с учетом присоединенных территорий ТиНАО.

В настоящее время создание городских парков культуры и отдыха является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер деятельности, как туристическая, культурно - развлекательная, спортивная, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического и культурного развития муниципальных районов. Важными факторами, оказывающими влияние на доходность парков, являются природно-климатические, историко-культурные ресурсы, архитектурная привлекательность и наполняемость парка, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении создания парков. Немаловажными факторами являются уникальность парка и его местонахождение. Именно поэтому созданием такого рода рекреационных объектов должны заниматься профильные учреждения, имеющие в своём штате специалистов различных направлений.

В настоящее время существует немало примеров целенаправленного развития рекреационных территорий в нашей стране и за рубежом. В нашей стране подобные исследования проводятся для грамотного и гармоничного развития территорий и имеют положительный результат в муниципальных районах Волгоградской [2], Калининградской [1] областей, а также на уровне республик, например в Татарстане [3]. В различных муниципальных образованиях Московской области есть прекрасные примеры городских парков - это городские парки в Орехово-Зуево и в Раменском и другие, имеющие в своём арсенале полноценную парковую инфраструктуру. Но тем не менее, многие ближайшие к Москве муниципальные образования, являющиеся непосредственно "буферной зоной", не имеют городских парков культуры и отдыха. Примером этого может служить Одинцовский район.

Одинцовский муниципальный район Расположен на западе Московской области в границах лесопаркового пояса г.Москвы и занимает площадь 128 962,8 га (из них 35 331 га - земли сельскохозяйственного назначения, 57 906 га - земли лесного фонда). Население - 317 068 человек [5], что означает потребность в парках культуры и отдыха - около 100 га.

В социально-экономическом отношении район исторически развивался как территория, имеющая рекреационное значение и обеспечивающая Москву трудовыми ресурсами.

Сегодня основу экономики района составляют сельское хозяйство, средние и малые предприятия строительного комплекса, предприятия по производству товаров народного потребления, развитая система санаторно-курортных учреждений, пансионатов, домов отдыха, предприятия, обеспечивающие население бытовыми, коммунальными, транспортными услугами, услугами связи [4].

Что касается таких рекреационных объектов как городские парки культуры и отдыха, то во всём Одинцовском муниципальном районе их нет вообще! А тем не менее, парк - это лицо города, населённого пункта, общественное пространство, осуществляющее важные коммуникационные функции. Именно в парк, а не в спортивный комплекс или в торговый центр приезжают туристы. Именно в парк ежедневно идут на прогулку люди разного возраста и социального положения. Очевидно, что создание парков играет важную роль в решении социальных проблем поселений района, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния его населения. Созданный в соответствии с историческим использованием территории парк, или парк созданный на месте деструктивного ландшафта - это повод для местных жителей гордится своим поселением, что, согласитесь, повышает патриотизм.

Перемены в сознании граждан нашей страны, начнутся тогда, когда они почувствуют заботу о себе со стороны государства. А что, как не создание комфортных парковых зон в поселениях и городах так их украшает и создаёт условия для реализации положенного нам конституцией права на отдых? Уместно тут упомянуть и о теории "разбитых окон" 6], в которой выведена прямая зависимость между эстетикой и комфортабельностью окружающей среды и поведением индивида. В двух словах это выглядит так: чем запущеннее место жительство - тем хуже и безразличней отношение к себе и к окружающим, что ведёт к ещё большей запущенности, и наоборот - как только начинается наведение порядка и благоустройство местности - растёт и самоуважение и респектабельность жителей, а соответственно и поселений.

В г.Одинцово властями сегодня активно обсуждается идея бренда города, основанная на идее использования звучания его имени "ОДИН -цово". Цифра 1, по разумению авторов [3], должна отражать значение муниципального образования в Московском регионе, и стать его брендом с намёком на первенство. Однако, судя по опросу жителей Одинцовского района, проведённого активистами общественной организации "Красивое Одинцово", большинство жителей характеризуя Одинцово используют термины: "безликий", "запущенный", "тесный", "неуютный" и так далее. Причины понятны, город активно застраивавшийся с середины прошлого столетия до наших дней типовой и уплотнённой застройкой, образовав, в конечном итоге, визуальную среду, наполненную гомогенными и агрессивными пространствами [7] дополненными пробками и маленькими, тесными двориками с припаркованными на газонах автомобилями. Острая нехватка таких общественных пространств как скверы и городские парки культуры и отдыха негативно сказывается на восприятие города Одинцово в целом. В других поселениях района ситуация складывается похожим образом.

В 2013 году была разработана специальная программа - Губернатора Московской области «Парки Подмосковья» [5], для организации новых парков и приведения в порядок уже существующих. Желание поселений получить софинансирование на организацию парка от Правительства Московской области и вступить в Губернаторскую программу часто превалирует над обоснованным выбором территории будущего парка, и потребностью населения в создании именно такого рекреационного объекта, и именно в этом месте. Не систематизированное создание парковых зон может привести к их нерентабельности, нарушению архитектурного облика местности или экологического баланса территории.

В настоящее время не представляется возможным достоверно оценить реальные показатели работы рекреационных учреждений поскольку, в последнее время произошли значительные перемены в методах работы и многие из объектов либо перепрофилированы, либо расширены, либо закрыты. По указанной выше причине исследования рекреационного потенциала Одинцовского района наряду с оценкой материальной базы и предоставляемых услуг уже имеющихся рекреационных объектов позволят заложить систематизированный рекреационный каркас района.

Сегодня исследованием рекреационного потенциала занимаются в Волоколамском муниципальном районе Московской области. Рекреационное зонирование позволяет выявить местные характеристики территории и определить рекреационные особенности муниципального образования, что позволяет определить и внести в градостроительные планы рекреационные зоны, оценить рекреационный потенциал и избежать ошибок, которые возникают в настоящее время при организации парков:

  • нарушение экологического равновесия на территории организуемого парка;
  • слабая коммерческая привлекательность парков;
  • несоответствие архитектурному облику поселения;
  • отрыв от исторического использования территории и потребности населения в рекреационном объекте;
  • отсутствие материально-технической базы;
  • превышение рекреационной ёмкости на существующих и проектируемых объектах.

Современные исследования на тему рекреационного зонирования именно Одинцовского муниципального района не проводились, а задачи по организации парков, поставленные правительством, должны реализовываться уже сегодня.

Сочетание богатого культурно-исторического наследия Одинцовского района с его природно-ресурсными возможностями должно способствовать развитию в районе рекреационно-туристической деятельности и созданию сети специализированных тематических парков (лесопарков, парков с исторической, патриотической, религиозной, спортивной направленности, городских парков культуры и отдыха, скверов и т.д.), обеспечивая повышение его туристической привлекательности практически для всех видов туризма - и культурно-познавательного, и делового, и оздоровительного, и событийного, и паломнического, активного, ежедневного.

Возникшая в прошлом десятилетии идея "Экополиса" [1] - подразумевает под собой развитие Одинцовского муниципального района, как продолжение его исторической значимости в качестве близко расположенной к столице "здравницы" со множеством оздоровительных учреждений, детский лагерей и баз отдыха, особо охраняемых природных территорий и объектов историко-культурного и духовного наследия. При этом необходимо создавать новые рекреационные объекты в которых должны выискиваться компромиссы между антропогенной нагрузкой на природные экосистемы и удовлетворением потребности растущего населения в комфортабельном отдыхе. Реставрация и восстановление приусадебных регулярных и пейзажных парков тоже является немаловажным шагом к эстетическому и гармонично выстроенному облику района. Экополис - это, в первую очередь, воссоздание "связей времён" - через уважение к природе, к памяти предшествующих поколений, применение новейших подходов в организации городских пространств, использование инновационных технологий не только для развития промышленного, но и рекреационного комплекса Одинцовского района.

Очевидно, что менять облик города нужно начиная с его "лица", того общественного пространства, которое является "точкой притяжения" горожан - с городского парка.

Сегодня в Одинцовском районе вынашивается идея объединения всех его поселений в городской округ Одинцово. Эта идея во многом упрощает закладку рекреационного кластера и расчёт создания необходимого количества рекреационных объектов, в том числе парковых.

XXI век - век возрастающего темпа жизни, повсеместного роста урбанизации, увеличения численности населения всей планеты и, соответственно, антропогенных нагрузок на природу в связи с ростом производственного и агропромышленного комплекса. Сегодня остро встаёт вопрос не только о сохранении окружающей среды - как жизненно необходимой среды обитания всего человечества, но и о создании обустроенных рекреационных зон - необходимых для психоэмоциональной разгрузки человека в условиях мегаполиса и поддержания физического здоровья. Создание рекреационных зон позволяет сохранять как природные, так и исторические объекты, делает города и поселения социально и экономически привлекательными, развивает туристическую и парковую инфраструктуру. Грамотно спроектированные поселения, в которых под рекреацию выделяются значительные территории должны стать нормой градостроительной политики.

Литература

1. Гапанович А.В., Рекреационное зонирование Калининградской области Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.2014. Вып. 1.С. 148-158.

2.Зализняк Е.А. Оценка природно-рекреационного потенциала муниципальных районов Волгоградской области // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2012. №2. С. 72.

3. http://vk.com/oinfo.

4. Рекреационно-ландшафтный потенциал Одинцовского района / Под ред. Гладышева А.Г., Москва: НИА-Природа; 2007. С. 4; 62-85

5. Постановление Правительства Московской области от 23 декабря 2013 года №1098/55 Об утверждении «Указания. Региональный парковый стандарт». С. 1; 6

6. http://azinkevich.com/teoriya-razbityx-okon/.

7. http://zreni.ru/22-videoyekologiya-chto-dlya-glaza-xorosho-a-chto-ploxo.html.