«Принципы новой градостроительной политики города Москвы»

«Развитие Москвы. Достижения в градостроительстве»

Интерактивная карта Москвы

Демонстрационные показы: по будням в 11:00, 14:00 и 16:00 часов. Карта охватывает всю территорию столицы с учетом присоединенных территорий ТиНАО. Позволяет получить наглядное представление о городе и его планировке.

Елена Леонидовна Капран - координатор Межрегиональной Общественной организации "Красивое Одинцово", г. Одинцово, Россия.

Галина Геннадьевна Конева - кандидат географических наук, доцент, МГГУ им. М.А.Шолохова, г.Москва, Россия.

Аннотация: статья посвящена вопросам создания рекреационных объектов муниципальных районов на основе исследования их рекреационного потенциала. Рассмотрены особенности создания городского парка культуры и отдыха Одинцовского муниципального района.

Ключевые слова: городские парки культуры и отдыха, рекреационный потенциал, рекреационная территория, парковая инфраструктура, развитие муниципальных районов.

Abstract: the article deals with the creation of recreational facilities municipal area based on a study of their recreational potential. The features of the establishment the city Park of culture and rest Odintsovsky municipal district are given.

Keywords: city culture and recreation park, recreation potential, recreational area, Park infrastructure, the development of municipal area district.

В настоящее время создание городских парков культуры и отдыха является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер деятельности, как туристическая, культурно - развлекательная, спортивная, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического и культурного развития муниципальных районов. Важными факторами, оказывающими влияние на доходность парков, являются природно-климатические, историко-культурные ресурсы, архитектурная привлекательность и наполняемость парка, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении создания парков. Немаловажными факторами являются уникальность парка и его местонахождение. Именно поэтому созданием такого рода рекреационных объектов должны заниматься профильные учреждения, имеющие в своём штате специалистов различных направлений.

В настоящее время существует немало примеров целенаправленного развития рекреационных территорий в нашей стране и за рубежом. В нашей стране подобные исследования проводятся для грамотного и гармоничного развития территорий и имеют положительный результат в муниципальных районах Волгоградской [2], Калининградской [1] областей, а также на уровне республик, например в Татарстане [3]. В различных муниципальных образованиях Московской области есть прекрасные примеры городских парков - это городские парки в Орехово-Зуево и в Раменском и другие, имеющие в своём арсенале полноценную парковую инфраструктуру. Но тем не менее, многие ближайшие к Москве муниципальные образования, являющиеся непосредственно "буферной зоной", не имеют городских парков культуры и отдыха. Примером этого может служить Одинцовский район.

Одинцовский муниципальный район Расположен на западе Московской области в границах лесопаркового пояса г.Москвы и занимает площадь 128 962,8 га (из них 35 331 га - земли сельскохозяйственного назначения, 57 906 га - земли лесного фонда). Население - 317 068 человек [5], что означает потребность в парках культуры и отдыха - около 100 га.

В социально-экономическом отношении район исторически развивался как территория, имеющая рекреационное значение и обеспечивающая Москву трудовыми ресурсами.

Сегодня основу экономики района составляют сельское хозяйство, средние и малые предприятия строительного комплекса, предприятия по производству товаров народного потребления, развитая система санаторно-курортных учреждений, пансионатов, домов отдыха, предприятия, обеспечивающие население бытовыми, коммунальными, транспортными услугами, услугами связи [4].

Что касается таких рекреационных объектов как городские парки культуры и отдыха, то во всём Одинцовском муниципальном районе их нет вообще! А тем не менее, парк - это лицо города, населённого пункта, общественное пространство, осуществляющее важные коммуникационные функции. Именно в парк, а не в спортивный комплекс или в торговый центр приезжают туристы. Именно в парк ежедневно идут на прогулку люди разного возраста и социального положения. Очевидно, что создание парков играет важную роль в решении социальных проблем поселений района, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния его населения. Созданный в соответствии с историческим использованием территории парк, или парк созданный на месте деструктивного ландшафта - это повод для местных жителей гордится своим поселением, что, согласитесь, повышает патриотизм.

Перемены в сознании граждан нашей страны, начнутся тогда, когда они почувствуют заботу о себе со стороны государства. А что, как не создание комфортных парковых зон в поселениях и городах так их украшает и создаёт условия для реализации положенного нам конституцией права на отдых? Уместно тут упомянуть и о теории "разбитых окон" 6], в которой выведена прямая зависимость между эстетикой и комфортабельностью окружающей среды и поведением индивида. В двух словах это выглядит так: чем запущеннее место жительство - тем хуже и безразличней отношение к себе и к окружающим, что ведёт к ещё большей запущенности, и наоборот - как только начинается наведение порядка и благоустройство местности - растёт и самоуважение и респектабельность жителей, а соответственно и поселений.

В г.Одинцово властями сегодня активно обсуждается идея бренда города, основанная на идее использования звучания его имени "ОДИН -цово". Цифра 1, по разумению авторов [3], должна отражать значение муниципального образования в Московском регионе, и стать его брендом с намёком на первенство. Однако, судя по опросу жителей Одинцовского района, проведённого активистами общественной организации "Красивое Одинцово", большинство жителей характеризуя Одинцово используют термины: "безликий", "запущенный", "тесный", "неуютный" и так далее. Причины понятны, город активно застраивавшийся с середины прошлого столетия до наших дней типовой и уплотнённой застройкой, образовав, в конечном итоге, визуальную среду, наполненную гомогенными и агрессивными пространствами [7] дополненными пробками и маленькими, тесными двориками с припаркованными на газонах автомобилями. Острая нехватка таких общественных пространств как скверы и городские парки культуры и отдыха негативно сказывается на восприятие города Одинцово в целом. В других поселениях района ситуация складывается похожим образом.

В 2013 году была разработана специальная программа - Губернатора Московской области «Парки Подмосковья» [5], для организации новых парков и приведения в порядок уже существующих. Желание поселений получить софинансирование на организацию парка от Правительства Московской области и вступить в Губернаторскую программу часто превалирует над обоснованным выбором территории будущего парка, и потребностью населения в создании именно такого рекреационного объекта, и именно в этом месте. Не систематизированное создание парковых зон может привести к их нерентабельности, нарушению архитектурного облика местности или экологического баланса территории.

В настоящее время не представляется возможным достоверно оценить реальные показатели работы рекреационных учреждений поскольку, в последнее время произошли значительные перемены в методах работы и многие из объектов либо перепрофилированы, либо расширены, либо закрыты. По указанной выше причине исследования рекреационного потенциала Одинцовского района наряду с оценкой материальной базы и предоставляемых услуг уже имеющихся рекреационных объектов позволят заложить систематизированный рекреационный каркас района.

Сегодня исследованием рекреационного потенциала занимаются в Волоколамском муниципальном районе Московской области. Рекреационное зонирование позволяет выявить местные характеристики территории и определить рекреационные особенности муниципального образования, что позволяет определить и внести в градостроительные планы рекреационные зоны, оценить рекреационный потенциал и избежать ошибок, которые возникают в настоящее время при организации парков:

  • нарушение экологического равновесия на территории организуемого парка;
  • слабая коммерческая привлекательность парков;
  • несоответствие архитектурному облику поселения;
  • отрыв от исторического использования территории и потребности населения в рекреационном объекте;
  • отсутствие материально-технической базы;
  • превышение рекреационной ёмкости на существующих и проектируемых объектах.

Современные исследования на тему рекреационного зонирования именно Одинцовского муниципального района не проводились, а задачи по организации парков, поставленные правительством, должны реализовываться уже сегодня.

Сочетание богатого культурно-исторического наследия Одинцовского района с его природно-ресурсными возможностями должно способствовать развитию в районе рекреационно-туристической деятельности и созданию сети специализированных тематических парков (лесопарков, парков с исторической, патриотической, религиозной, спортивной направленности, городских парков культуры и отдыха, скверов и т.д.), обеспечивая повышение его туристической привлекательности практически для всех видов туризма - и культурно-познавательного, и делового, и оздоровительного, и событийного, и паломнического, активного, ежедневного.

Возникшая в прошлом десятилетии идея "Экополиса" [1] - подразумевает под собой развитие Одинцовского муниципального района, как продолжение его исторической значимости в качестве близко расположенной к столице "здравницы" со множеством оздоровительных учреждений, детский лагерей и баз отдыха, особо охраняемых природных территорий и объектов историко-культурного и духовного наследия. При этом необходимо создавать новые рекреационные объекты в которых должны выискиваться компромиссы между антропогенной нагрузкой на природные экосистемы и удовлетворением потребности растущего населения в комфортабельном отдыхе. Реставрация и восстановление приусадебных регулярных и пейзажных парков тоже является немаловажным шагом к эстетическому и гармонично выстроенному облику района. Экополис - это, в первую очередь, воссоздание "связей времён" - через уважение к природе, к памяти предшествующих поколений, применение новейших подходов в организации городских пространств, использование инновационных технологий не только для развития промышленного, но и рекреационного комплекса Одинцовского района.

Очевидно, что менять облик города нужно начиная с его "лица", того общественного пространства, которое является "точкой притяжения" горожан - с городского парка.

Сегодня в Одинцовском районе вынашивается идея объединения всех его поселений в городской округ Одинцово. Эта идея во многом упрощает закладку рекреационного кластера и расчёт создания необходимого количества рекреационных объектов, в том числе парковых.

XXI век - век возрастающего темпа жизни, повсеместного роста урбанизации, увеличения численности населения всей планеты и, соответственно, антропогенных нагрузок на природу в связи с ростом производственного и агропромышленного комплекса. Сегодня остро встаёт вопрос не только о сохранении окружающей среды - как жизненно необходимой среды обитания всего человечества, но и о создании обустроенных рекреационных зон - необходимых для психоэмоциональной разгрузки человека в условиях мегаполиса и поддержания физического здоровья. Создание рекреационных зон позволяет сохранять как природные, так и исторические объекты, делает города и поселения социально и экономически привлекательными, развивает туристическую и парковую инфраструктуру. Грамотно спроектированные поселения, в которых под рекреацию выделяются значительные территории должны стать нормой градостроительной политики.

Литература

1. Гапанович А.В., Рекреационное зонирование Калининградской области Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.2014. Вып. 1.С. 148-158.

2.Зализняк Е.А. Оценка природно-рекреационного потенциала муниципальных районов Волгоградской области // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2012. №2. С. 72.

3. http://vk.com/oinfo.

4. Рекреационно-ландшафтный потенциал Одинцовского района / Под ред. Гладышева А.Г., Москва: НИА-Природа; 2007. С. 4; 62-85

5. Постановление Правительства Московской области от 23 декабря 2013 года №1098/55 Об утверждении «Указания. Региональный парковый стандарт». С. 1; 6

6. http://azinkevich.com/teoriya-razbityx-okon/.

7. http://zreni.ru/22-videoyekologiya-chto-dlya-glaza-xorosho-a-chto-ploxo.html.

 

Галерея

Фотоотчёты и видеотериалы с прошедших мероприятий Дома на Брестской

УСЛУГИ

Проведение выставок, фестивалей, конференций, круглых столов и презентаций

ПРЕИМУЩЕСТВА

Проведение мероприятий «под ключ». Современное техническое оснащение

достижения

Благодарственные письма ГБУ «Мосстройинформ» и отзывы посетителей