«Принципы новой градостроительной политики города Москвы»

«История градостроительства Москвы от древности до наших дней»

Интерактивная карта Москвы

Демонстрационные показы: по будням в 11:00, 14:00 и 16:00 часов. Карта охватывает всю территорию столицы с учетом присоединенных территорий ТиНАО. Позволяет получить наглядное представление о городе и его планировке.

Авторы статьи:

Козодаева Н.В. - старший преподаватель кафедры дизайна ТГУ имени Г.Р. Державина, член Союза педагогов-художников,

Власова Д.В. - студентка специальности "Дизайн" ТГУ имени Г.Р. Державина

Дата написания: 01.10.2015

Ключевые слова: реновация, исторический центр, бесконфликтная реконструкция.

Аннотация. В статье рассматривается проектное предложение по реновации городского микрорайона в исторической части города Тамбова.

Keywords: renovation, historic centre, non-conflict reconstruction.

Annotation. The article discusses a project proposal for the renovation of the urban neighborhood in the historic part of the city of Tambov.

Основой реорганизацией любой территории является благоустройство, которое на сегодняшний день охватывает обширный круг социальных, экономических, экологических, санитарно-гигиенических, эргономических, инженерных и архитектурных вопросов.

Социально - экономические требования для благоустройства территории застройки предполагают создание благоприятных условий жизни населения, а также рациональное использование городских участков и территорий. В свою очередь, санитарно-гигиенические требования сводятся к обеспечению в населенных местах здоровых условий:

- благоприятный микроклимат;

- чистый воздушный бассейн и водное пространство;

- инсоляция помещений;

- проветривание территорий застройки [1, с. 38].

К проблемам инженерной подготовки городской территории принято относить такие вопросы как инженерное оборудование, организацию дорожно -тропиночной сети, организацию городского транспорта, его движение и остановки. В свою очередь архитектурно-художественные требования предполагают организацию целостной и индивидуальной объемно-пространственной композиции каждого населенного места с использованием и обогащением местного ландшафта.

В практике озеленение и благоустройство территории определяют три основных направления работ. А именно: планировка, застройка и благоустройство (оборудование и озеленение населенных мест). Главной целью планировки и проектирования эргономичной территорий является рациональное размещение на городской территории всех зданий, сооружений и их элементов, жилых и промышленных районов, улиц и площадей, садов и парков, инженерного оборудования и благоустройства. Это связанно с массовой реконструкцией населенных мест и промышленных предприятий городов.

Объем и виды работ по благоустройству населенных территорий во многом зависят от обоснованности выбора благоприятной территории для строительства предприятий и жилых районов. Такие задачи в основном решаются проще в поселках городского типа и сложнее в мегаполисах. Для крупных городов требуются значительные по площади территории, не всегда отвечающие предъявляемым к ним градостроительным, инженерным и геодезическим требованиям.

Воссоздание исторической территории или ландшафта является сложной задачей для многих проектировщиков и ландшафтных дизайнеров. Но более сложным способом реорганизации является реновация как промышленных объектов, так и заброшенных участков и ландшафтов. Реновация (от лат. Renovatio - обновление, возобновление) - это процесс замещения выбывающих в результате морального и физического износа производственных основных фондов новыми - необходимое условие обеспечения непрерывности общественного производства. Реновация осуществляется путём замены отдельных выбывающих средств; посредством реконструкции предприятий или их территорий, в ходе которой заменяется и часть изношенных основных фондов: путём строительства новых предприятий взамен ликвидируемых старых.

Условно данный процесс делят на два вида:

  • принудительную реновацию, когда при наличии официального решения сносят существующий объект;
  • эволюционную реновацию, протекающую в естественных условиях, и возникшую в результате накопления повреждений и дефектов [2].

Принято выделять два различных подхода к восстановлению промышленных или исторических объектов :

а) мемориальный путь - это полная, детальная реставрация, воссоздание, сохранение первоначального облика здания. Такой метод актуален для памятников архитектуры;

б) путь совершенствования - это внедрение новых технологий производства в существующее здание , то есть реконструкция объекта.

Существует условное разделение реновации: волюнтарическая или принудительная, подразумевает официально принятое решение о сносе того или иного городского объекта. И эволюционная реновация протекающая при естественных условиях эксплуатации объекта, в результате накопления дефектов повреждения здания. Внутренние территории, а так же участки функциональная и архитектурно-пространственная организация которых не соответствует требованиям градостроительной системы города или направлениям развития города, редко проходят реновацию и восстановление. Снос объекта со строительством на его территории нового - это один из часто используемых подходов. Минусом данного метода является увеличение затрат на снос объекта, а так же расчистку территории и другие работы по демонтажу сооружения [3].

Политика реновации территорий актуальна и для провинциальных городов. Рассмотрим данную проблему на примере исторической части города Тамбова, которая может утратить уникальные памятники архитектуры, если не будет применено решающих мер по их восстановлению. Многие здания фабрик и заводов и ветхих жилых домов, построенные в прошлых веках, сегодня пребывают в крайне запущенном состоянии, оставаясь при этом памятниками архитектуры.

Исторические кварталы Тамбова определяют уникальность города. Именно здесь находится большое количество памятников архитектуры, да и сама планировка и размещение улиц представляет собой историческую ценность для всего города. Но, к сожалению, многие постройки в этих районах нуждаются в ремонте и реконструкции.

Тамбовские кварталы исторической части города представляют собой расположенные по периметру двух и трех этажные каменные и деревянные дома, сооруженные в конце ХIХ начала ХХ веков. В основном, в глубине кварталов находятся ветхий фонд и самострой. Кварталы представляют собой прямоугольник, который поделен на дворовые и придворовые территории продольными и поперечными брандмауэрами (Брандмауэрная застройка территории - это застройка смежных земельных участков без отступа построек от боковых границ территории. Таким образом здания на соседних участках прилегают друг к другу через глухие брандмауэры).

До революции каждый двор являлся независимым домовладением, но после революции дворы превратились в коммунальное пространство. Данный факт и обусловил их деградацию. Однако, несмотря на все разрушения «тамбовский двор» и сегодня является носителем своеобразного градостроительного кода и образа жизни [4].

Предполагаемая зона для благоустройства и озеленения находится между улицами Ленинградская и Кронштадская. Эти улицы имею как функциональное значение, так и историческое. Например, ул. Крондштадская наметилась как улица в XVIII веке, в то время когда город Тамбов ещё имел значение военной крепости. В свою очередь улице Комсомольской присвоили такое название в 1933 году в честь пятнадцатилетнего юбилея ВЛКСМ. До переименования носила название улица Дубовая и на первом городском плане обозначена как улица под названием Стрелецкая. Здесь в основном расположены одноэтажные и двухэтажные постройки. Немалая часть этих домов носит исторический характер, не только в плане архитектуры той эпохи, но посещением этих домов известными личностями и деятелями. Среди них есть и связанные с личностями различной степени известности, вплоть до мировой. Усадьба братьев Замятиных была построена в стиле модерн по проекту Владимира Фреймана. Он, являясь епархиальным архитектором, оставил большое наследие в городе Тамбове и его области. В Доме купца Егорова квартировал А. И. Сатин. Во время визитов в губернский центр в этом доме останавливался и композитор Сергей Рахманинов. В 1909 году композитор посещал город во время ревизии Тамбовского музыкального училища, а вероятно и жил некоторое время в этом доме. Ещё один дом в стиле модерн принадлежал дворянину Сергею Ивановичу Теннису. И этот дом снимал, не обладавшим постоянным домом в Тамбове А. И. Сатин в 1914 году.

Архитектура исторической части города Тамбова стала отражением процессов, происшедших в строительной сфере провинциальных городов России в конце XIX - начале XX столетий. В этот период происходило активное привлечение в город специалистов-архитекторов.

Современное понимание значения исторического наследия города Тамбова весьма противоречиво. С одной стороны власти понимают важность сохранения своеобразие облика города и не нарушают гармоничности его исторического центра. Примером может являться реконструкция под здание Областной думы гостиницы братьев Никольских (бывшая гостиница «Центральная» по улице Интернациональной, 22). Но с другой стороны с каждым годом становиться все больше ветхого жилья в исторических частях города, не подлежащие не восстановлению, не проживанию в них. В связи с этим все больше ветхих зданий малой этажности подвержены сносу . Но на их месте вырастают новые дома и кварталы, выполненные в общем стиле. Они позволяю не только расселить большее количество семей, но и позволяют поддержать исторический облик города, облагородить его и создать больше парковых зон. Иными словами такая застройка выполненная с помощью приема реновации, позволяет сделать город и любой другой провинциальный населенный пункт более современным и эстетически привлекательным [4].

В предполагаемом для реновации квартале проектируется жилой комплекс, этажностью не боле 4 этажей, и сквер. Озеленение в этом проекте является одной из основных задач, поэтому ему отводится особое внимание.

Обычно для озеленения скверов используются деревья различной величины, расцветки листьев, формы крон, декоративные кустарники и различного вида газоны и зелень. Крупномерные деревья высаживаются вдоль периферии по углам кварталов с учетом формирования перспектив. Углы внутренних участков, которые примыкают к центральной площадке или проходу, оформляются с помощью рабаток, используя спиреи, розы, сирени и т. д. Тем не менее высадка любых видов зеленых насаждений зависит от климата региона и экологического состояния почв.

Так как зоной благоустройства является исторический центр города, то расположенные на предполагаемой территории застройки памятники культуры и архитектуры сносу не подлежат. Поэтому застройка новых домов предполагается не более четырех этажей. Сквер и фасады предполагаемых сооружений должны быть выполнены в общем стиле района застройки.

Для создания сквера и фасадов зданий рекомендуется один стиль - модерн, так как он является основным стилем данного квартала на сегодняшний день. Одновременно с этим, большинство частных особняков выполнены в так называемом "провинциальном деревянном модерне". Данный стиль характерен для провинций и глубинок в основном только России XIX века. Его характерными особенностями, по мнению известного научного деятеля народного искусства Стасова, является сочетание характерных признаков типового модерна с народными мотивами и материалами [5,45с].

Провинциальный деревянный модерн основан на русском зодчестве, поэтому деревянные элементы ( акценты) выполнялись в виде резных деталей, напоминающие русское кружево. А процессе формирования деревянного декора использовались так же и русские вышивки, отсюда появился цвет в разработке фасадов. Декор в архитектуре не отвлекает от общего объемного решения, а его дополняет. Щипец, часто используемый архитекторами модерна, и наличник, в котором есть бионический мотив, характерный для модерна, был очень распространен в русском зодчестве. В данном квартале использовался как деревянный модерн так и каменный, в следствии того, что большинство зданий выполненных в деревянном модерне, не подлежат восстановлению, а все исторически значимые здания выполнены в камне, то и новые предполагаемые постройки будут выполнены и декорированы каменным модерном.

В результате реновации территории должна быть восстановлена способность исторической среды к саморазвитию, повышена привлекательность данной территории для проживания, ведения бизнеса и посещения гостями города. В процессе реновации предполагается проведение ряда мероприятий по реконструкции и ремонту памятников архитектуры, а также ценной застройки. Будут построены новые квадратные метры жилья, а так же организовано новое общественное пространство. В итоге комплексная программа по реновации исторического центра Тамбова подразумевает возведение порядка 1,5 млн. кв.м. жилья и площадей общественного назначения. Высота вновь строящихся зданий не должна превысить 4-5 этажей. Помимо этого предполагаются собственные автомобильные подъезды, парковки, коммерческие площадки (магазины) и социально-бытовые пространства.

В разработанной концепции проекта предполагается методика «бесконфликтной» реконструкции. Она основана на принципе сохранения максимального количества исторических параметров: границ участков, этажности вновь построенных зданий, архитектурного языка и облика территории застройки по отношению ко всему историческому кварталу.

Такая программа может характеризовать реновацию, начиная от реконструкции и реставрации старинных сооружений, замены флигелей и лепного декора до строительства новых двухэтажных трехэтажных домов в виде элитного комплекса с разнообразными квартирами.

Список использованных источников:

1. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений./ Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП. 1989-60с.

2. Андрее М.В. Реновация промышленных территорий и объектов.-СПБ: Феникс,2013.-21с.

3. Бирюков Л.Е. Основы планировки и благоустройства населенных мест и промышленных территорий: учеб. пособие для вузов / Л.Е. Бирюков. - М.: Высшая школа, 1978. - 232 с.

4. Об утверждении городской целевой программы «Зеленый город»: решение Ивановской городской Думы от 28.10.2003 г. №263 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. ivzakon. ru, свободный.

5. Шквариков В.А., Щусев А.В. Архитектор В.П. Стасов.- С-Пб.: Академия архитектуры,1950-88с.