Полвека назад, в 1968 году, петляющее русло Москвы-реки в южной части ЗИЛа частично засыпали, а её воды пустили по рукотворной трассе, которая получила название «Нагатинское спрямление». Через новое судоходное русло построили Нагатинский мост, который привёл в южные районы города метро. В 2019 году через старое русло реки начнут строить два новых акведука.

 

 

На карте окрестностей Москвы 1838 года отчетливо видно, как главная водная артерия столицы петляла в районе нынешнего южного порта, а трасса будущего спрямления представляла собой каскад вытянутых озёр и проток среди заливных лугов. На южном берегу этого каскада озёр располагались деревни Нагатино и Новинки.

 

 

Летом 1937 года завершилось строительство канала имени Москвы. Волжские воды наполнили сильно обмелевшую к тому времени Москву-реку. Вместе с рекой значительно увеличились и Нагатинские озёра, превратив луга между ними и основным руслом в крупные острова.

 

 

17 августа 1960 года Нагатино и Новинки вместе с соседними деревнями вошли в состав города. Для улучшения судоходства в районе бывших деревень было принято решение спрямить Москву-реку, то есть создать канал, а старое русло – ликвидировать. Работы по сооружению водной трассы длиною 3,5 километра были завершены в 1968 году.

 

 

Кстати, в ходе строительства нового русла пойма реки в этом районе была значительно реконструирована: проведены работы по ликвидации заболоченности, завезено свыше 1 млн м³ грунта. Старое русло было частично засыпано, всё, что от него осталось сегодня – Кожуховский затон, Кожуховский пруд, затон Новинки. Полуостров в Нагатинской пойме, где сейчас строится «Остров мечты», - также результат спрямления.

 

 

В 2019 году через старое русло Москвы-реки построят два моста, один из них – пешеходный. «Он соединит набережные по обе стороны русла, превратив их тем самым в единое парковое пространство. Вдоль берегов появятся дома, на первых этажах расположатся различные объекты обслуживания. Через старое русло реки также перекинут автомобильный мост, с которого можно будет выехать на проектируемую магистраль «Печатники-Братеево»», – рассказал Виталий Лутц, главный архитектор Института Генплана Москвы.

 

 

Помимо мостов через старое русло в рамках редевелопмента территории бывшего автомобильного завода имени Лихачёва построят и реконструируют почти шесть километров дорог, благоустроят 32 гектара прилегающих к Москве-реке территорий в едином для всех набережных столицы стиле.

 

«Проект нового прибрежного парка рядом с домами «ЗИЛАРТа» предполагает создание вдоль Москвы-реки многофункционального ландшафта. Так, например, кафе, смотровые площадки и павильоны станут композиционно взаимосвязанными элементами с учетом эргономики береговой линии. Протяженность парка составит четыре километра. В него войдут набережная Марка Шагала и другие территории, расположенные вдоль русла Москвы-реки от улицы Тюфелева Роща до Даниловского моста», - рассказали в пресс-службе «Группы ЛСР».

 

 

 

Набережная Марка Шагала появилась в проекте редевелопмента бывшей промзоны в 2016 году. Концепция благоустройства городской зоны отдыха вдоль набережных Москвы была поддержана Москомархитектурой.

 

«Парк «На набережной»  станет непосредственной частью «зеленого пояса» обновленного ЗИЛа – это будет территория искусства, спорта, культуры и отдыха, публичное пространство, доступное в любое время суток», – рассказал Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы.

 

Редевелопмент промышленных зон, прилегающих к реке, благоустройство набережных, создание парков и рациональное освоение прибрежных территорий – темы выставки «Москва-река», которая пройдёт в стенах «Мосстройинформа».

 

«Мэр Москвы Сергей Собянин не раз говорил, что Москву-реку необходимо вернуть горожанам. Отныне набережные реки, общественные и зелёные зоны вдоль неё проектируются по совершенно новым принципам — дорога отступает от воды, уступая место комфортному пространству для людей. Открытая в рамках выставки экспозиция завершенных, реализуемых и планируемых к осуществлению проектов подтвердит следование новым принципам, а авторы проектов и эксперты детально обсудят концепции в рамках деловой программы», - отметил  Фарит Фазылзянов, директор ГБУ «Мосстройинформ».

 

Планируется, что выставка «Москва-река» будет проведена во второй половине февраля 2019 года и приурочена к старту подготовки к навигации.

 

Официальная страница выставки «Москва-река»: http://dom6.ru/vystavka-moskva-reka