15 апреля 2020 года стартовал Открытый международный конкурс на разработку архитектурно-художественного облика станций двух новых веток Московского метрополитена — «Проспект Маршала Жукова» Рублево-Архангельской линии и станции с рабочим названием «Кленовый бульвар 2» Бирюлёвской линии. Конкурс, одним из информационных партнеров которого является ГБУ «Мосстройинформ», стал частью комплексной работы города в рамках Программы развития московского метрополитена.
Большая кольцевая линия (БКЛ) метро — самый масштабный проект московского метростроения на сегодняшний день, однако не менее важно развитие перспективных радиальных направлений. Уже сегодня при строительстве БКЛ закладывается возможность сооружения новых веток, призванных улучшить транспортную доступность удаленных от центра районов. На конкурс представлены две пересадочные с БКЛ станции новых радиальных линий — «Проспект Маршала Жукова» Рублёво-Архангельской ветки и станции с рабочим названием «Кленовый бульвар 2» Бирюлёвской линии.
Инициатор конкурса — АО «Мосинжпроект», единый оператор программы развития московского метрополитена. Конкурс проходит при поддержке Правительства Москвы и при участии главного архитектора столицы Сергея Кузнецова. Оператор конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».
Качество и реализуемость проектов оценит профессиональное жюри под председательством заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва. В состав жюри также вошли главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Кузнецов, генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин, начальник Московского метрополитена Виктор Козловский, а также ведущие российские и зарубежные специалисты в сфере архитектуры, дизайна и городского планирования.

Андрей Бочкарёв, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, председатель жюри

«Метрополитен – главный вид транспорта для москвичей, поэтому развитие сети метро является одной из важнейших городских программ. Продолжая традиции уникального оформления станций, мы успешно провели уже несколько открытых архитектурных конкурсов. Участникам очередного конкурса предстоит разработать облик станций «Проспект Маршала Жукова» Рублёво-Архангельской линии и «Кленовый бульвар 2» Бирюлёвской линии, с которых можно будет пересесть на Большое кольцо. Я уверен, что по результатам проведения конкурса мы получим множество уникальных и эффективных художественно-архитектурных решений, отвечающих не только мировым тенденциям, но и пожеланиям самих москвичей».

 

 

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, заместитель председателя жюри


«Мы имеем серьезный опыт в проведении конкурсов на разработку архитектурно-художественных концепций станций метро, мэр Москвы Сергей Собянин всегда нас поддерживал в этом вопросе. И результаты неизменно превосходили наши ожидания благодаря таланту и профессионализму участников. Сегодня часть из 9 конкурсных станций реализована, и пришло время объявить новый конкурс, уже пятый по счету. К участию приглашаются российские и международные команды, и определить победителей будет непросто. Одно можно сказать наверняка – это очередная победа для Москвы. У нас много интересных перспективных проектов, направленных на повышение качества городской среды, транспортной инфраструктуры, и часть из них успешна именно за счет конкурсной практики».

 

Марс Газизуллин, генеральный директор АО «Мосинжпроект», член жюри


«Несмотря на непростую ситуацию в стране в текущий период, мы непрерывно продолжаем работать в качестве генерального подрядчика и генерального проектировщика над развитием московского метрополитена. Метро — не просто основа транспортной системы Москвы, это один из главных символов российской столицы, и нам очень важно, какими будут новые станции. С 2011 года с участием наших специалистов построено 98 км новых линий и 48 станций. За это время проведено 4 подобных конкурса, определивших облик 9 станций, из них две — «Солнцево» и «Новопеределкино» — были введены в 2018 году в составе Калининско-Солнцевской линии, еще одну, станцию «Карамышевскую» на Большом кольце планируем завершить до конца текущего года, а ввод остальных станций в составе БКЛ ожидается в течение ближайших двух-трёх лет. Сегодня, с учетом предыдущего опыта, мы ожидаем от конкурсантов высококлассные, продуманные и оригинальные проекты, достойные уровня московского метро — признанной жемчужины архитектуры, одной из самых красивых и безопасных транспортных систем мира. Вам выпадает уникальный шанс внести свой собственный вклад в его развитие!»

 

 

Рустам Черкесов, заместитель генерального директора по проектированию АО «Мосинжпроект», член жюри

 

 

 

Участвовать в конкурсе могут российские и зарубежные архитектурные бюро (при наличии российского представительства или в консорциуме с российским партнером), способные привлечь в свою команду дизайнеров, инженеров, проектировщиков, специалистов в области экономики и финансового моделирования.

Для участия необходимо заполнить заявку на официальном сайте конкурса www.design-metro.ru до 21 мая и на первом, отборочном, этапе представить портфолио релевантных проектов и эссе с описанием ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций.
Предложенные концепции оформления станций должны гармонично сочетаться с актуальным градостроительным и культурно-историческим контекстом района расположения, соответствовать духу времени, быть технологичными, адаптированными для передвижения всех категорий населения, а также удобными с точки зрения навигации.

Конкурс пройдет в два этапа. По итогам первого отборочного этапа будут определены 5 команд-финалистов по каждой станции. Жюри примет решение на основании заявки, релевантного портфолио, а также эссе и предложенных участниками визуализаций. Второй этап посвящён работе над конкурсными проектами – на протяжении 1,5 месяцев финалисты доработают свои идеи в соответствии с требованиями расширенного технического задания, а затем предоставят финальные концепции. 20 августа жюри определит проекты-победители, которые и будут впоследствии реализованы.

О конкурсных объектах
«Проспект Маршала Жукова» — пересадочная станция, соединяющая две линии метро — Большую кольцевую линию и Рублёво-Архангельский радиус. Станция будет расположена в районе Хорошёво-Мнёвники Северо-Западного административного округа столицы. Ей будет отведена роль ключевого транзитного пункта для жителей района. Станция расположена в створе улицы Демьяна Бедного на пересечении с проспектом Маршала Жукова. Станционный комплекс будет возведён на участке линии глубокого заложения. По проекту к станции подходят два однопутных тоннеля, в результате чего она спроектирована с одной островной посадочной платформой.

Станция «Кленовый бульвар 2» — пересадочная станция, часть транспортно-пересадочного узла, формируемого БКЛ и перспективной Бирюлёвской веткой метро. Станция будет расположена в районе Нагатинский Затон Южного административного округа Москвы. Помимо очевидных транспортно-логистических преимуществ для жителей района Нагатинский затон, станция обеспечит необходимую интеграцию районов Курьяново и Бирюлёво, а также удобный доступ к музею-заповеднику «Коломенское». Станция будет расположена в створе Кленового бульвара на пересечении с Коломенской улицей, Станционный комплекс будет возведен на участке линии мелкого заложения. По проекту к станции подходят два однопутных тоннеля, в результате чего она спроектирована с одной островной посадочной платформой.


Пресс-служба конкурса
www.design-metro.ru 
+7 (495) 123 45 53
+7 (916)181 76 94