15 мая 2020 года Московский метрополитен празднует 85-летие. Об истории создания столичной подземки - в нашей статье.

 

Первый поезд московского метро совершает пробный рейс

Фото: РИА Новости

 

Самые первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи, однако до проекта дело так и не дошло.

В 1902 году инженеры П. А. Балинский и Е. К. Кнорре предложили проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. Однако, городская дума отклонила его, вынеся резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Гласные думы усомнились в достаточной проработанности проекта, к тому же сыграло свою роль и существовавшее на тот момент трамвайное лобби (трамвай приносил тогда значительную часть прибыли в казну).

История создания метро в Москве получила продолжение лишь после Октябрьской революции. К 1923 г. столица ощутила столь острую нехватку в транспортных развязках, что тянуть с прокладкой линий метрополитена казалось уже невозможным. Старые планы морально устарели, и было принято решение обратиться к инженерам-конструкторам из знаменитого германского концерна Siemens AG. В 1925 году проект был готов. Он включал в себя 80 км подземных тоннелей и 86 станций, однако реализация его требовала несоизмеримо большей суммы денег, чем предполагал заказчик, поэтому данный проект отклонили. В июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б), с подачи Л. М. Кагановича, всеобщим голосованием депутаты приняли историческое решение о возобновлении работ над метрополитеном. В результате был организован трест «Метрострой», и в ноябре очередной проект первых линий представили Правительству. Почти сразу приступили к прокладке тоннелей и строительству станций. Так началась новая история метро.

15 мая 1935 года открылся для пассажиров Московский метрополитен. Пусковой комплекс включал в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов.

 

Строители московского метро - его первые пассажиры

Фото: РИА Новости

 

Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». На первой линии 13 станций, самая интересная из них - «Кропоткинская». Стены и колонны станции облицованы мрамором уничтоженного храма Христа Спасителя, а колонны, поддерживающие сводчатый потолок, спроектированы в виде пятиконечных звезд, ответвлением на «Смоленскую». Это ответвление, ставшее Арбатской линией, в 1937 году дошло до станции «Киевская», пересекая при этом Москву-реку по мосту.

До начала Великой Отечественной войны были открыты ещё две линии. «Площадь Революции» на второй линии - символ нового социалистического мира. На станции 76 бронзовых статуй, изображающих колхозников, спортсменов, солдат и моряков. Станция «Маяковская» на третьей линии иллюстрирует день труда в стране социализма. Потолок зала оформлен мозаичными панно из полупрозрачного стекла.

В марте 1938 года Арбатская линия была продлена до станции «Курская» (теперь этот участок относится к Арбатско-Покровской линии). В сентябре 1938 года открылась Горьковско-Замоскворецкая линия — от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» (с 1990 года «Театральная»).

 

Строительство станции «Площадь Свердлова»

Фото: РИА Новости

 

Для оплаты проезда использовался обыкновенный картонный билет, который стоил пятьдесят копеек и был действителен в течение тридцати пяти минут после входа в метрополитен. Уже через год в московском метро за день перевозилось около четырёхсот тысяч пассажиров, а за час проходило двадцать пар поездов.

Даже во времена Великой Отечественной Войны строительство московского метрополитена продолжалось. В это время были сданы в эксплуатацию «Автозаводская», «Павелецкая» и «Новокузнецкая» станции, а также участки от «Партизанской» до «Курской» и от «Автозаводской» до «Площади Свердлова». Благодаря этому в 1945 году протяжённость московского метро составляла почти тридцать семь километров так называемого двойного пути, а ежесуточные пассажироперевозки – почти два миллиона человек.

Первый турникет в московском метро открылся в 1952 году, а в 1954 замкнулась Кольцевая линия, в которую входило двенадцать станций: «Краснопресненская», «Киевская», «Парк Культуры», «Октябрьская», «Комсомольская», «Калужская», «Курская», «Добрынинская», «Павелецкая», «Таганская», «Белорусская», «Проспект Мира» и «Ботанический Сад». В том же 1954 году были выпущены составы, состоящие из семи вагонов. Радиофикация вагонов в московском метро была окончена в 1965 году, хотя на некоторых линиях названия станций начали сообщать ещё с 1956 года. В 1961 году проездные жетоны поменяли на пятикопеечные монеты. Стоит отметить, что такая стоимость проезда в метро сохранялась до 1991 года. В 1991 же году цена проезда поднялась до пятнадцати копеек.

Интересно, что в Московском метрополитене существуют всего две пары станций с одинаковыми названиями, не соединенных переходами: «Смоленская» «Арбатская».

 

В нашей научно-технической библиотеке есть большой раздел изданий, посвященных московскому метрополитену. Ниже представлен список некоторых из них:

  1. Архитектура московского метрополитена (год неизвестен)
  2. Архитектура московского метро,1941
  3. Беннет Д. Метро, 2005
  4. Вальдес Одриосола Московский метрополитен как культурный феномен, 2017
  5. Гречко М. Тайны московского метро, 2016
  6. Как устроено метро, 2017
  7. Катцен И.Е., Рыжков К.С. Московский метрополитен, 1948
  8. Коробков Н.М. Метро и прошлое Москвы, 1938
  9. Как мы строили метро, 1935
  10. Лопатин П. Первый советский метрополитен, 1934
  11. Московский метрополитен, 1953
  12. Метро. Фотоальбом (год неизвестен)
  13. Московскому метрополитену 50 лет, 1985
  14. Московскому метро 70 лет, 2005
  15. Пекарева Н.А. Московский метрополитен им. В.И.Ленина, 1958
  16. По трассе первой очереди московского метрополитена им. Л.М.Кагановича, 1938
  17. Прокофьев И., Чехарин В. Трассами московского метрополитена, 1973
  18. Пять лет московского метро, 1940
  19. Дни и годы метростроя, 1981
  20. Зверев В. Метро московское, 2008
  21. Катцен И. Метро Москвы, 1947
  22. Рыжков К. Московский метрополитен, 1954